Срок для обжалования в зависимости от вида и формы решения может быть разный, но в любом случае не может превышать трех месяцев, со дня, когда об этом решение (действии) стало известно заявителю жалобы.
Преимущества первого способа, назовем его внесудебным, состоит в том, что жалоба рассматривается быстрее и срок её рассмотрения в любом случае не может превышать 30 –ти дневный срок. Только в исключительных случаях указанный срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем ещё на 30 суток. Общий срок рассмотрения в любом случае не превысит двух календарных месяцев со дня обращения.
Минус данного способа обжалования заключается в том, что зачастую ответ по жалобе заявителя исполняет как раз таки то лицо, незаконные действия которого вы и обжалуете. Ответ же по жалобе, который в большинстве случаев и готовит виновное должностное лицо, будет за подписью его руководителя (начальника).
Говорить однозначно об эффективности, либо напротив бесполезности указанного способа обжалования нельзя, так как единой практики нет, а каждый вопрос строго индивидуален. В любом случае, указанный способ не лишает Вас в дальнейшем обратиться с жалобой на незаконные действия должностных лиц правоохранительных органов в суд.
Жалоба на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов в подается в суд, по территориальному принципу. Указанная жалоба, как правило, оформляется в виде административного искового заявления, в котором необходимо отразить, в чем именно заключается незаконность решения (действия) должностного лица, с обязательной ссылкой на норму права, которую данное лицо нарушило (не выполнило).
В дальнейшем, административное исковое заявление суд принимает к своему производству, и начинается так называемый судебный процесс, который проходит по правилам административного судопроизводства.
Преимущества указанного способа обжалования заключается в том, что председательствующий по делу судья, является независимой стороной, и более объективно рассмотрит доводы, которые заявитель изложил в своем заявлении.
Кроме того, судебный процесс предусматривает участие сторон в судопроизводстве и их состязательность. Лицо, подавшее соответствующее заявление в суд, о незаконности решений (действий) сотрудников правоохранительных органов, имеет право участвовать в судебном разбирательстве лично, где вправе давать свои пояснения (в том числе как письменно, так и устно), приводить доводы и представлять свои доказательства.
Минус указанного способа обжалования заключается пожалуй только в сроках рассмотрения. В отличии от внесудебного способа, второй способ обжалования вряд ли займет 30 дней. При благоприятных условиях, судебный способ обжалования займете минимум два месяца.
«Стоит отметить, что в ряде случаев, привлечение лиц к административной ответственности происходит только на основании решения суда (например: лишение водительских прав, либо осуществление предпринимательской деятельности без оформления в качестве ИП и т.д.).»
В Кодексе об административных правонарушения преведен исчерпывающий перечень правонарушений, к ответственности по которым привлекаются только на основании судебного решения.
В этой связи, по аналогии и с судебным обжалованием незаконных действий сотрудников правоохранительных органов, лицо, которое не согласно с тем, что оно в совершило административное правонарушение, при производстве по делу, так же вправе давать объяснения, приводить доводы своей невиновности, представлять доказательства, как лично, так и с участием представителя.