Конституцией РФ, закреплено право граждан и организаций, обжаловать действия, решения, органов исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе нормативно – правовые и ненормативные правовые акты, как в целом, так и его части.
Указанная категория дел, в юриспруденции называется: дела, возникающие из публичных правоотношений. Судебное производство по таким делам происходит по правилам административного судопроизводства, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Нормативный правовой акт – юридически значимый документ, принимающийся и издаваемый в определенном законом порядке, органами государственной власти, местного самоуправления, либо должностным лицом, который содержит обязательные правила поведения, для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное его применение.
Заявление об отмене (изменении) нормативно – правового акта подается в суд по месту нахождения органа власти (должностного лица), издавшего данный акт. Зачастую это Верховный Судом Российской Федерации, а также суды субъектов РФ. Мировые судьи не вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов.
«Важно знать, что бремя доказывания законности нормативного правового акта возлагается на орган государственной власти, принявший такой нормативный правовой акт.»
Органы власти, в лице государственных и муниципальных служащий, коллегиальных органов, реализуют свои властные полномочия в том числе и изданием ненормативных правовых актов.
Ненормативный правовой акт – это документ, либо устное распоряжение, издаваемый (принимаемый) публичным органом власти, или лицом наделенным специальными полномочиями, по изданию указанных актов. (Например: устное распоряжение сотрудника МВД убрать торговую точку; письменное предписание на устранение нарушений; отказ в государственной регистрации).
Как правило общий срок давности для обжалования такого рода актов не превышает трех месяцев, однако пропус указанного срока, не является безусловным основание к отказу в удовлетворении заявления, суд в любом случае обязан проверить причины пропуска данного срока.
В отличии от нормативно – правового акта, ненормативный правовой акт в ряде случаев можно обжаловать вышестоящему должностному лицу.
На время судебного разбирательства, судом могут быть наложены обеспечительные меры по приостановке действия указанного акта.
Территориальная подсудность, определена местом нахождения органа власти (должностного лица), издавшего данный акт.
Бремя доказывания, возложено на орган (лицо) издавшее ненормативный правовой акт.
Судебное разбирательство проходит по правилам административного судопроизводства, по административному исковому заявлению.
Ненормативный правовой акт вправе оспорить не только лицо, которому этот акт адресован напрямую, но и лица, чьи права и законные интересы нарушаются принятием такого акта.